Можно написать!

пятница, 2 марта 2018 г.

Наука: теория и практика

Мое убеждение, что теория невозможна без практики, а практика без теории. То есть не читать научные статьи только потому, что ты занят преподаванием - mauvais ton – дурной тон - как минимум.
🧐А ждать пока научные исследования сделаю научно-популярными можно долго. Да и есть вероятность того, что иностранные исследования будут переведены с акцентом, важным и приоритетным для переводящего.
Поэтому, возьму за правило, делать небольшие обзоры научных статей, важных для преподавателей и учителей.
🤗А вы будете мне помогать? А возможно и дополнять, договорились?
Сегодня статья А. В. Крабис, О. В. Драгой "Понимание пространственных конструкций русско-американскими билингвами".
✍️Термины:
1. эритажный русский - так обычно называют мигрантов второго поколения, которые владеют родным языком не в полной мере, на обиходном уровне, поскольку доминантным языком становится язык
среды;
👉Особенность эритажного языка: включает в себя, с одной стороны, параметры родного языка, а с другой стороны, новые черты, обусловленные взаимодействием двух языков.
2. моторный стереотип - понимается наиболее привычная и частотная последовательность действий-операций с предметами окружающего мира.
👉Пример: предложение с прямым порядком слов "Мальчик кладет сумку в коробку" соответствует
моторному стереотипу, а предложение с инвертированным порядком слов "Мальчик кладет в коробку сумку" — не соответствует.
👩‍🔬Исследование: используют ли эритажные билингвы стратегию следования моторному стереотипу при понимании пространственных конструкций, подобно
русскоязычным монолингвам, или нет.
👆Зачем? Ответ на данный вопрос имеет большое значение, так как помогает установить, какие черты родного языка являются наиболее уязвимыми перед лицом языкового наложения.
⚠️Результаты: В то время как соответствие предложения моторному стереотипу помогает монолингвам быстрее
и правильнее интерпретировать пространственные конструкции, моторный стереотип не оказывает значимого влияния ни на время реакции, ни на правильность ответов билингвов.
Для преподавателя, обучающих русско-американских билингвов будет важным вывод о том, что работать на занятии с прямым и инверсионным порядком слов придется, в большей степени, опираясь не на грамматические маркеры, а на порядок слов.

четверг, 1 марта 2018 г.

Культуру в массы)

Скоро риэлторы города Ижевска меня возненавидят...хотя...это тоже может сыграть им на руку!

Очередной шедевр - простите, не удержалась, прокомментировала!


"Не писал Грибоедов картин - надо знать
Любому риелтору, чтобы продать...;-)



Секреты образовательного счастья)

С утра лента пестрит гневливыми постами о том, что в образовании "полный кАшмар": кто-то куда присоединяется, учить не могут, источников информации нормальных нет...кто за семейное обучение, кто за дистанционное, кто-то уверен, что только он знает как надо учить учителей и студентов, а кто-то не знает, но уже начал! Прямые эфиры и вебинары, конференции и мастер-классы! Все знают рецепт образовательного счастья....
И даже я!
И он очень прост: нет плохо и хорошего, нет слабых и сильных, нет конкуренции очки и дистанционки, семейки и классно-урочки...нет этого!
Есть только то, что подходит конкретно вам/или вашему ребенку. Даже самый "слабый", по-вашему мнению, учитель может дать вам/или вашему ребенку гораздо больше, чем  учитель года. Даже самый никчемный источник информации может натолкнуть вас на те или иные действия или размышления!

Нам не дано предугадать,









Как слово наше отзовется, —

И нам сочувствие дается,
Как нам дается благодать...




Мой сын категорически не хотел изучать английский язык в школе: истерика каждую среду и четверг. Он понимал, для чего ему иностранные языки, но не хотел...и не хочет изучать его у конкретного учителя. Но для всех учитель хорош...а для него нет! Отправили сына в лагерь с изучением английского языка - ребенок вернулся в восторге, составляет предложения,  сам учит новые слова, смотрит мульты на языке!
Ник все равно тяжело ходит на английский в школу, но уже знает, что может быть иначе.

Давайте просто делать свое дело и учиться! Иногда даже то, что кажется до боли знакомым, может быть преподнесено учителем/коллегой в таком ракурсе, что даст возможность именно вам, или вашему ребенку, развиваться-работать-творить дальше!
Каждый выбирает для себя
женщину, религию, дорогу.
Дьяволу служить или пророку -
каждый выбирает для себя.
И да, моё всегда со мной! Доказываю всегда только себе...и своим ученикам)

среда, 28 февраля 2018 г.

Последствия

Никита жалуется:
-Мама, у меня болит там, где пояс.
-Ник, ремень ослабь!
-Ослабил. Но мне кажется, что это из-за того, что я в Крещение купался!
-Эм...но ты каждый год купаешься в Крещение...и к тому же Крещение было месяц назад. - пытаюсь убедить я.
-Ааааааа вот тебе и последствия! -не сдается сын.

Лингвистические шуточки - всегда и везде!

Люблю игры со словами. Что может быть веселее?


Вот как надо работать над собой

Никита вчера получил не очень хорошую оценку по математике.
-Мам, ты же меня все равно любишь?
-Я тебя вообще люблю, а не все равно. - отвечаю я.
-Но ведь не все люди так...Надо исправлять математику.....Знаешь, давай я чуть-чуть порешаю примеры, а ты Анастасии Вареньевне  отправишь в Ватсап. Пусть видит, что я работаю над собой!


вторник, 27 февраля 2018 г.

Самоуверенность...

Говорят они о вещах, в которых совсем ничего не смыслят. А самоуверенность у них просто от глупости. Стоит мне обменяться хотя бы двумя-тремя словами с человеком моего круга, и все станет несравненно понятнее, чем длиннейшие разговоры с этими двумя.
Кафка "Процесс"

воскресенье, 25 февраля 2018 г.

Дети могут...

Вчера состоялись очередные Китаевские посиделки у Аннушки. Под музыку, смех, , звуки гитары можно было уловить кое-что....детские диалоги!

***
Захожу в детскую, где Маша и Никита учинили погром:
-Ник, собирайся, едем уже....о Боже мой! - еле сдерживаюсь я.
-Да, я вот тоже решила, что к приезду Никиты больше не буду делать уборку! - резюмирует Мария.

***
Артем, как самый маленький, привык, что ему все можно. Забрался на стол, пересортировал ручки и фломастеры. Маша увидела - стала забирать фломастеры, которые она расставляла несколько дней. Артем сопротивлялся со словами (ну, пусть это будут слова): "Куликуликууууу, куликукуууу!" Строгий голос 8-летней барышни:

-И ты наивно предполагаешь, что меня остановит твой возраст и "куликуликуууу?!

Да и, действительно, что может остановить женщину?)))

***
-Никита разлил на пол водууу! - пытается докричаться до нас Маша.
-Берите тряпки в руки и вперед - убирать! - вручаю в руки одному и второму одноразовые полотенца.
-Я - не домохозяйка! - упрямится Мария
-А я не домохозяин! - упрямится Никита.

-Не поняла?! Сопротивление бесполезно! Взяли в руки тряпки  и стали домохозяинами...а то я что-то тоже не готова сейчас ею становиться)
-Разделяй и властвуй...хорошо усвоила в педуниверситете?- смеется мой муж!



четверг, 22 февраля 2018 г.

Свобода!

Общаюсь со своей коллегой:
-Ты знаешь, я развелась?
-Не знаю. Сожалею. Но...не забудь об этом сообщить в отдел кадров! - вспоминаю я наставления начальства.
-О да....надо же оповестить всех, что  я СВОБОДНААА!!!!

****
Вчера  с Анной:
-Дружба! Ну, что такое дружба? Мне зачем друг? Терпеть его за то, что он терпит меня? Важнее найти собутыльника, с которым можно поржать!

вторник, 20 февраля 2018 г.

Военная риторика

👨‍🚒Когда преподаешь "Риторику" или, в некоторых военизированных вузах, "Военную риторику" у курсантов, то, конечно, важно объяснить необходимость изучения предмета.
🗣️На помощь приходит словесная игра "Речевка" .
👉Во-первых, с речёвками ходили в бой ещё римские легионеры.
👉Во-вторых, современные производственные психологи утверждают, что произнесение речёвки в начале рабочего дня сплачивает трудовой коллектив и повышает производительность труда.
🤐Задание: сочинить речёвку для собственного расчета-подразделения-отряда-взвода-роты; для работников рыболовного магазина; для завода безалкогольных напитков.
https://www.youtube.com/watch?v=HKdBT_gCT7k

Вне приказа)

Мое маленькое хобби - внимательно читать документы. Очаровательны, с точки зрения лингвистики, приказы, объяснительные и докладные!

Сегодня приказ, коллеги! Приказ МЧС России "О поощрении личного состава к 23 февраля" .

Что повеселило?
Пункт 3. Не выплачивать премию сотрудникам, находящимся в отпусках по беременности и родам, по уходу за ребенком, а так же в отношении которых возбуждено уголовное дело.

То есть беременные + те, кто находится по уходу в отпуске =  личности, в отношении которых возбуждено уголовное дело)))

понедельник, 19 февраля 2018 г.

Словесная игра "Новость одной строкой"

🤺В свое время преподавала на факультете Журналистики.
Предмет: "Русский язык". Тема: "Стили речи".
Играли в словесную игру: в устном и в письменном (для дистанционщиков) формате.
👩‍💼Называется игра: "Новость одной строкой".
👉Отрабатываем: построение предложения - прямой-инверсионный порядок слов, сжатое изложение.
🤔Суть: Каждый день телевидение, радио и печать обрушивают на человека море информации. Информация может быть подробной, может быть не очень подробной и может быть очень короткой, состоящей буквально из одного предложения.
Про такую информацию так и говорят “Новость одной строкой”.
Задание: Попробуйте составить однострочное сообщение о событии, произошедшем где-то в мире. При этом обязательно употребите в тексте сообщения пять слов.
🤐Например: Нью-Йорк, небоскреб, ограбление, навигация, озон;
· Чили, жара, оппозиция, митинг, шахматы;
· Малайзия, стадион, космос, эмиграция, урожай;
· Лихтенштейн, оазис, фильм, паника, обвинение;
· Тунис, павильон, наводнение, болезнь, юбилей.
Все предложенные существительные можно превращать в глаголы или прилагательные, можно добавлять к предложенным словам сколько угодно других слов; главное - чтобы сообщение имело смысл.
А вы уже придумали предложения?

пятница, 16 февраля 2018 г.

Без подготовки!

Я никогда не ругаю сына, когда он что-то забывает...я забываю все в один миг!
Вспомнили же мы про Валентинки, не много не мало, перед тем как выходить в школу! Распечатала я их - Ник понес.

Приходит, говорит:
-Мама, а Юлька сказала, что я самый смелый! Знаешь почему? Потому что я косякнул и первым ей Валентинку подарил! Без подготовки у меня всегда очень смело получается!


Оканье-аканье...

На ночь глядя!
🤔Есть в курсе "Русский язык и культура речи" тема, которую очень любят мои студенты - "Формы существования языка". Жаргоны, просторечия, диалекты. Никак не могла придумать лингвистическую игру на диалекты - подсказали сами обучающиеся.
👉Диалекты есть не только в русском языке, они есть в английском и немецком, в испанском и французском языках.
В русском языке, соответственно, самые большие различия в говорах связаны с безударными гласными “а”, “о”, “и”, “е”, “я”. Эти буквы в разных диалектах могут заменять друг друга.
😜И в результате слово “девчонки”, например, в одной местности может произносится как “дивчонки”, в другой - “дявчонки”, а в третьей - “девчонки”.
🤗Задание: попробуйте спеть детскую песенку “В траве сидел кузнечик”, "В лесу родилась елочка...", подражая при этом говору, получившему название:
· “аканье”;
· “иканье”;
· “еканье”;
· “яканье”;
· “оканье”.

Поиграем?

🌼Дорогие мои коллеги! Все вы знаете, как я люблю игры: словесные, лингвистические, фонетические, деловые, ролевые. Всякие, одним словом.
🌸Но я их не просто люблю создавать, придумывать, адаптировать, но и применять на занятиях и уроках (да не дадут мне соврать мои дорогие студенты, ученики и слушатели!
👉Так вот, с 25 по 30 марта 2018 года пройдет мероприятие под названием "Шестая Всероссийская выездная школа педагогов и директоров", на которую я приглашена в качестве 😇спикера.
Приходите-приезжайте-прилетайте - поиграем, придумаем собственные игры, адаптируем известные!
Ваша ЕЖ.

четверг, 15 февраля 2018 г.

Шуба, шуба Дуба!

Многие из моих друзей знают, что я терпеть не могу верхнюю одежду! Никакую! Есть у меня шубы, полушубки, дорогие и натуральные, есть дубленки и пальто...но...я предпочитаю черную осеннюю куртку, которой уже много лет! Наверное, именно поэтому я не люблю зиму: нужно носить верхнюю одежду!
Так вот, прихожу на работу, в гости к своему старому другу.
-Жаннет, давай я тебе шубу подарю? Ну не солидно ходить так, не солидно!
-У меня есть. И не одно.
-Ну а почему тогда ты не носишь? - размахивает руками друг.- Тебя же за студентку принимают.
-Принципиально. Вот представь, приду в Академию в шубе дорогой, скажут, что слишком много зарабатываю и перестанут выплачивать стимулирующие!


МЫ так близки

Иногда кажется, что в Японии учебники пишут по нашим Анекдотам)
Коллега порадовала!

вторник, 13 февраля 2018 г.

Корни

Генетика. Во всем она виновата. Иду вчера вечером в магазин - телефонный звонок:
-Мам, ты уже дошла? - интересуется Никита.
-Нет еще, а что?
-Ты не могла бы мне купить лизуна? А если его не будет, то чего-нибудь другого. Ты же знаешь, дорогая моя, я любому подарку буду рад.  - уточняет детёныш. 

Я вас понимаю...

Тема лжи и обмана не дает мне покоя уже несколько месяцев!

Лгут все! Говорят неправду постоянно! Обманывают в силу разных причин!
Это не то чтобы нормально...это уже, скорее привычно!

 Я обычно говорю стандартную фразу, из серии, "конечно, я вас понимаю", и больше стараюсь к этому моменту не возвращаться...Особенно!
Особенно если человек начинает оправдываться!
Давным-давно в моей голове засела формула: "Человек всегда говорит то, что он хочет сказать. Человек делает то, что он хочет делать". И вот тут есть два путЯ: ты можешь обманываться сам, наслаждаясь поиском вторых-третьих смыслов (и это некоторым нравится), либо можешь промолчать (или послать смайлик).
И если молчать, то можно услышать больше.  Оправдываясь, человек старается убедить себя! и вас заодно, что он не врет, что он хотел иначе сделать, но вот, обстоятельства, звезды, зрение, коллеги, погода его подвели...и поэтому он сделал все, и это самое выгодное из всего, что могло быть!
А на самом деле..."конечно, я вас понимаю!"

понедельник, 12 февраля 2018 г.

Играем в Риторику

Учились мы со студентами в курсе Риторики и Деловой коммуникации давать советы.
🤔Для этого надо было придумать контекст, то есть ситуацию, в которой кому-то (?) надо дать совет, или кто-то (?) просит совета.
👉Кто всегда ищет советов: молодые родители и родители подростков.
🙄Почему? Книг по обучению, воспитанию и взаимодействию, и общению очень много, они толстые, читать их лень, поэтому проще спросить : "что делать, если ребенок плохо ест?", "как поступить, если ребенок врет?", "как научить ребенка читать в 3 года?".
😊Но это все типичные ситуации, а что делать в нетипичных ситуациях? Как правильно реагировать?
Задача: придумать 1 нетипичную ситуаций, в которой может понадобиться совет. Зафиксировать его на листочке. Обменяться этими ситуациями с соседом по парте. Задать уточняющие вопросы.
Попытаться отреагировать корректно. То есть понять, как с какими людьми лучше себя вести.
Последовательность:
1. Какова цель вопроса? Выслушайте человека. Уточните подробности и максимально разъясните ситуацию как для себя, так и собеседника.
2. Постарайтесь быть эмоционально нейтральным.
3. Сформулируйте самый важный совет как давать советы)
Список нестандартных ситуаций для советов:
1. Ребенок во сне говорит на эльфийском языке.
2. Ребенок предпочитает есть из одной миски с кошкой.
3. Ребенок любит читать в туалете Гегеля.
и т.д.
А вы, коллеги, догадались, какой самый главный совет, о том, как правильно давать советы?
https://www.youtube.com/watch?time_continue=2&v=auyUqLtxO_k

Архив блога